Наверх

Автотехнические экспертизы.

 

Объекты:

  • автомототранспорт, городской электротранспорт,  трактора  и иные самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты,  детали и следы на них;
  • место ДТП (дорога, поле и иные  места,  где  осуществляется движение транспортных средств);
  • материалы дела и вещественные доказательства, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Экспертизы выполняются в рамках следующих специальностей:

Исследование обстоятельств  ДТП.

Вопросы:

  1.  Какова была скорость движения ТС до ДТП по следам торможения?
  2.  Какова длина тормозного, остановочного пути ТС в заданной дорожной ситуации?
  3.  Какой должен быть боковой интервал между движущимися в попутном (встречном) направлении ТС?
  4.  Какова должна была быть допустимая дистанция между ТС движущимися в попутном направлении?
  5.  Какова допустимая скорость движения ТС по условиям видимости дороги?
  6.  Имел ли техническую возможность водитель ТС предотвратить столкновение (наезд на пешехода, опрокидывание ТС, занос ТС и т.д.)?
  7.  Располагал ли технической возможностью водитель а/м....,движущийся со скоростью....км/час, произвести беспрепятственный обгон а/м..., движущегося со скоростью...км/час, при наличии встречного а/м..., движущегося со скоростью....км/час, если в момент выезда для обгона расстояние между встречными ТС было ...м?

Исследование соответствия действий водителей ТС требованиям ПДД.

 

Вопросы:

  1.  Как в соответствии с ПДД РФ должны были действовать водители в данной дорожно-транспортной ситуации?
  2.  Соответствовали ли действия водителей ТС требованиям ПДД?
  3.  Имеется ли причинная связь между установленными судом фактическими действиями водителя по управлению ТС и техническими последствиями происшествия (столкновением, опрокидыванием, наездом)?
  4.  Какой из водителей ТС создал аварийную ситуацию?

Примечание: данные вопросы могут быть поставлены на разрешение экспертов только в случае наличия полной совокупности исходных данных, позволяющей провести все необходимые расчеты, раскрывающие полную картину ДТП.

 

Особенности подготовки материалов.

 

Постановление (определение) о назначении автотехнической экспертизы должно содержать в себе:

  1.  Краткую фабулу дорожно-транспортного происшествия.
  2.  Дорожные условия:
    •  тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
    •  состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или баз таковой, гололед);
    •  состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры подлине, ширине, глубине, высоте);
    •  продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
    •  величина радиуса закругления поворота дороги в метрах;
    •  размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
    •  наличие дорожных знаков и их расположение;
    •  наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительной обочин, тротуаров;
    •  зоны осыпи осколков стекла, грязи, пластмассы должны быть зафиксированы по ширине и длине; должна быть указана плотность рассеивания (где скопление мелких, а где крупных частиц и осколков);
    •  все размеры на месте ДТП по обоим осям должны быть отмерены от края проезжей части дороги;
    •  установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, односторонне с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.).
  3.  Наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина, при наличии видимых следов торможения (юза) должно быть указано, от каких колес они оставлены и их длина от начала следа торможения до соответствующего колеса.
  4.  Конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги и длины следа торможения или другим следам ТС.
  5.  Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар и т.д.).
  6.  Условия видимости, в метрах, с рабочего места водителя, проезжей части в направлении движения ТС. Если происшествие было в условиях ограниченной видимости, то с каким светом фар двигались ТС. При наезде (столкновении) в темное время суток необходимо, кроме видимости в направлении движения проезжей части, указать расстояние, с которого водитель мог различить пешехода или неподвижное препятствие – устанавливается путем следственного эксперимента.
  7.  Скорость движения ТС (указывается, когда отсутствуют следы торможения до полной остановки и не представляется возможным определение ее аналитическим путем).
  8.  Марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров).
  9.  Темп движения пешехода (шаг – медленный, спокойный, быстрый; бег – спокойный, быстрый).
  10.  Траектория движения пешехода относительно направления перемещения ТС (слева направо, справа налево, в попутном или во встречном направлении).
  11. . Расстояние, которое преодолел пешеход (ТС) от места наезда (столкновения) с того момента, когда водитель должен был принимать меры к снижению скорости движения (расстояние, на котором возник момент опасности для водителя, пользующегося преимущественным правом проезда).
  12.  Применял ли водитель торможение перед моментом наезда (столкновения), если применял, то какое расстояние проследовало транспортное средство в заторможенном состоянии до или после момента наезда (столкновения) до полной остановки.
  13.  Какой частью ТС произошел наезд на пешехода, указать на нем место расположения контакта с пешеходом от конца бампера (или заднего угла) по длине ТС или ширине.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

 

 Исследование технического состояния ТС.

 

Вопросы:

  1.  Имеются ли неисправности в рулевой, тормозной системах, ходовой части представленного на исследование автомобиля?
  2.  Какова причина и время образования обнаруженных неисправностей в ТС (до ДТП, в момент ДТП, после ДТП)?
  3.  Имеется ли причинная связь между обнаруженными техническими неисправностями ТС и событием ДТП (столкновением, наездом и т.п.)?
  4.  Имел ли водитель ТС техническую возможность предотвратить ДТП при том техническом состоянии, в котором находилось ТС в момент происшествия?
  5.  Мог ли водитель ТС своевременно обнаружить данные неисправности?

 

Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП
(транспортно-трасологическая диагностика).

 

Объекты:

  •  следы на транспортных средствах, на объектах, с которыми происходил контакт ТС при ДТП и т.п.;
  •  материалы дела и вещественные доказательства.

Задачи:

  1. Исследование механизма происшествия при столкновении ТС и наезде на пешехода.
    Вопросы:
    •  Где относительно границ проезжей части имело место столкновение ТС или наезд ТС на потерпевшего?
    •  Как располагались ТС относительно границ проезжей части в момент столкновения?
    •  В каком состоянии, покоя или движения находился а/м в момент столкновения?
    •  Каков механизм столкновения (наезда)?
    •  На какой полосе произошло столкновение?
    •  Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения?
    •  С какого положения на проезжей части начал выполнять маневр левого (правого) поворота а/м ?
    •  Какой из а/м непосредственно перед столкновением изменил траекторию своего прямолинейного движения?
  2.  Установление родовой (групповой) принадлежности транспортного средства или его части по оставленным следам.
    Вопросы:
    •  К какому типу (марке, модели) относится ТС, оставившее следы на месте ДТП?
    •  Какими колесами (передними или задними, правыми или левыми)данной автомашины образованы следы на одежде потерпевшего?
    •  На автомобиль какой марки и модели устанавливаются узлы и детали, отделившиеся части которых обнаружены на месте происшествия?
  3. Идентификация транспортного средства по следам.
    Вопросы:
    •  Не образован ли след (на месте происшествия, одежде потерпевшего и т.п.) представленной автомашиной?
    •  Не образованы ли повреждения на автомобиле марки... частями и деталями автомобиля марки....?
    •  Не составляли ли ранее единое целое отделившиеся части, обнаруженные на месте происшествия, с узлами и деталями, изъятыми с автомобиля марки ....?

Особенности подготовки материалов.

 

На экспертизу представляют:

  •  определение о назначении транспортно-трасологической экспертизы в котором изложены обстоятельства ДТП, все имеющиеся подробности, факты, результаты следственных экспериментов, проведенных экспертиз и др.;
  •  транспорт, участвовавший в дорожно-транспортном происшествии, агрегаты, узлы или детали, в том виде, какой они имели непосредственно после происшествия;
  •  протокол и схема к протоколу осмотра места ДТП, в которых указаны все размеры оставшихся на месте ДТП следов, зоны осыпи осколков стекла, грязи, частей ТС;
  •  фотоснимки места ДТП;
  •  протоколы осмотра ТС и следственных экспериментов.

Основные требования к составлению схем к протоколу осмотра места ДТП:

  •  все размеры должны фиксироваться и отмечаться на схеме в прямоугольной системе координат;
  •  все элементы вещной обстановки места ДТП должны быть о возможности отображены на схеме в одном масштабе и иметь размерные привязки относительно друг друга;
  •  каждая точка на плоскости (на схеме) должна иметь минимум две координаты (одна по оси абсцисс, другая по оси ординат); предмет, имеющий определенные габариты на плоскости (на схеме), должен иметь минимум три координаты (одна по одной оси, две по другой); дугообразные следы должны быть поделены на участки и иметь несколько размеров; у следов неправильной формы должны иметься привязки начала, конца и места перегибов;
  •  замеры должны быть выполнены от колес ТС, а не от углов;
  •  все протяженные следы должны иметь на схеме длину;
  •  зоны осыпи осколков стекла, грязи, пластмассы должны быть зафиксированы по ширине и длине; должна быть указана плотность рассеивания (где скопление мелких, а где крупных части и осколков);
  •  все размеры на месте ДТП по обоим осям должны быть отмерены от края проезжей части дороги.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

 

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

 

Объекты:

  •  участок дороги на месте дорожно-транспортного происшествия;
  •  участок местности, по которому осуществляется движение;
  •  детали и механизмы ТС, взаимодействующие с дорогой;
  •  материалы дела и вещественные доказательства.

Задачи:

  1. Исследование состояния дороги на месте ДТП.
    Вопросы:
    •  Каково состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка за пределами дорожного полотна на месте происшествия?
    •  Какова величина уклона (подъема) в продольном и поперечном направлениях дороги, где произошло ДТП?
    •  Каков радиус закругления и угол поворота участка дороги, где произошло данное ДТП?
  2. Определение соответствия (несоответствия) фактических данных квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации.
    Вопросы:
    •  Соответствует ли состояние дорожного покрытия требованиям эксплуатационного состояния безопасности дорожного движения?
    •  Соответствовало ли состояние перекрестка в месте ДТП требованиям, предъявляемым к эксплуатационному состоянию автомобильных дорого и улиц, допускаемому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения?
    •  Соответствует ли требованиям ГОСТа установка дорожных знаков на участке дороги, где произошло ДТП?
    •  Соответствовала ли указанным дорожным условиям и пределам видимости дороги избранная водителем ТС скорость движения?
    •  По какому СниПу принималась дорога, в том числе тип асфальтного покрытия, ширина и обустройство дороги в районе места ДТП?
  3.  Установление возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (дорожных знаков и т.п.) и других обстоятельств, связанных с особенностями дороги и окружающей среды?
    Вопросы:
    •  Имел ли водитель ТС техническую возможность предотвратить ДТП с учетом наличия на проезжей части выбоины размерами …..?
    •  Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить столкновение с препятствием в условиях гололеда?
    •  При какой минимальной скорости движения автомобиля могло произойти ДТП по причине несоответствия состояния дороги нормативным требованиям?
  4.  Установление обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП?
    Вопросы:
    •  Могли ли послужить причиной ДТП несоответствия дороги ГОСТу?
    •  Не послужила ли выбоина на проезжей части глубиной …. см, причиной выезда ТС на полосу встречного движения?
    •  Могло ли послужить причиной ДТП отсутствие или неправильное установление дорожных знаков в месте ДТП?
    •  Явились ли причиной опрокидывания ТС дорожные условия, если да, то какое влияние они оказали?
    •  Разрешается ли эксплуатация незаконченных строительством автомобильных дорог согласно существующим нормам и правилам, если да, то в каких случаях?

Особенности подготовки материалов.

 

На экспертизу предоставляют:

  1.  определение о назначении автодорожной экспертизы, в котором изложены обстоятельства ДТП, все имеющиеся подробности, факты, результаты экспериментов, а именно, дорожные условия:
    • тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, булыжное, щебеночное, гравийное и т.д.);
    •  состояние проезжей части на момент ДТП (сухая, мокрая, покрытая укатанным снегом с россыпью песка по норме или без такового, укатанный снег с ледяной коркой или без таковой, гололед);
    •  состояние поверхности проезжей части (наличие ям, выбоин, выступов и их размеры по длине, ширине, глубине, высоте);
    •  продольный и поперечный профиль проезжей части (уклон, подъем в градусах, процентах, по ходу движения ТС или горизонтальный);
    •  величина радиуса закругления поворота дороги в метрах или угол поворота в градусах;
    •  размеры проезжей части и наличие прилегающих к ней элементов дороги (ширина проезжей части, обочин, кюветов, тротуаров, разделительных газонов и т.д.);
    •  наличие дорожных знаков и их расположение;
    •  наличие разметки на проезжей части и ее координаты относительно обочин, тротуаров;
    •  установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, одностороннее с полосой движения для встречного транспорта общественного пользования и т.д.);
    •  наличие следов ТС, участвовавших в происшествии, на проезжей части и их характер, форма, расположение по ширине проезжей части, длина;
    •  конкретное расположение места наезда (столкновения) с соответствующими координатами по ширине проезжей части, относительно элементов дороги;
    •  освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов дороги (дневное, уличными фонарями, светом фар ТС и т.д.);
    •  марка транспортных средств, их техническое состояние и степень загруженности ТС (вес груза, количество пассажиров);
  2.  протокол и схема к протоколу осмотра места ДТП, в которых указаны все размеры оставшихся на месте ДТП следов, зоны осыпи стекла, грязи, частей ТС; протоколы осмотра ТС и следственных экспериментов, фотоснимки места ДТП;
  3.  рабочую документацию автомобильной дороги места ДТП, акты государственной приемки в эксплуатацию дороги.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

 

Экспертиза по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной (рыночной) стоимости.

 

Предметом судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной (рыночной) стоимости является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных элементов, стоимости восстановительного ремонта и величины утраты товарной стоимости АМТС в связи с ДТП и последующего ремонта или в результате иных повреждений и событий.

Объектами судебной втотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости востановительного ремонта и остаточной (или иной) стоимости могут быть:

  •  АМТС в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
  •  информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д;
  •  данные средств массовой информации, сети Интернет, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  •  документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования;
  •  годные для дальнейшей эксплуатации (неповрежденные в ДТП) остатки АМТС и сметная документация.

В рамках судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной (или иной) стоимости могут решаться следующие задачи:

  •  определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с ДТП или в результате иных повреждений (восстановительный ремонт -это комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения);
  •  определение износа АМТС и его составляющих (износ эксплуатационный -это относительная утрата стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, физического старения, приводящего к ухудшению функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств);
  •  установление стоимости годных остатков АМТС (под годными остатками автотранспортного средства понимаются исправные, имеющие остаточную стоимость детали, агрегаты, узлы поврежденного АИТС, как правило, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства);
  •  определение величины .утраты товарной стоимости АМТС (утрата товарной стоимости - это снижение стоимости АМТС из-за преждевременного ухудшения товарного внешнего вида, снижение прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, вследствие наличия повреждений, или их устранения с нарушением заводской сборки);
  •  определение стоимости АМТС, в том числе остаточной стоимости (остаточная стоимость - стоимость АМТС с учетом его износа и всех факторов, влияющих на величину стоимости);
  • определение рыночной стоимости автомобилей-аналогов (рыночная стоимость - наиболее вероятная стоимость, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине стоимости сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства);
  •  идентификация объекта экспертизы (комплексное исследование включающее в себя: установление конструктивных функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию; исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС; установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопровождающей документации м свойствам АМТС).

Формулировка вопросов по гражданским делам по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной (рыночной) стоимости:

  1.  Какие повреждения образовались на транспортном средстве в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия (умышленного повреждения, падения снега, другого события и т.д.)?
  2.  Какова стоимость восстановительного ремонта ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия ит.д.)?
  3.  Каков размер компенсации (стоимость ремонта с учетом износа ТС) за восстановление ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?
  4.  Каков размер утраты товарной стоимости ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д)?
  5.  Целесообразно ил проведение ремонта ТС?
  6.  Какова стоимость годных остатков транспортного средства в ценах на дату проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д?
  7.  Какова стоимость восстановительного ремонта, размер утраты товарной стоимости ТС на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.) исходя йз повреждений указанных в ... (акте осмотра ТС, справке ГИБДД и т.д)?
  8.  Каков способ устранения выявленных на ТС повреждений, образовавшихся в результате рассматриваемого ДТП (умышленного повреждения, падения снега, другого события)?
  9.  Какова рыночная стоимость ТС в ценах на дату (проведения экспертизы, дорожно-транспортного происшествия и т.д.)?

Особенности постановки вопросов и подготовки материалов, объектов исследования

При назначении судебной автотехнической экспертизы по исследованию транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной (рыночной) стоимости совместно с определением о назначении экспертизы эксперту необходимо предоставить материалы дела, в которых должна содержаться подробная информация о техническом состоянии АМТС на интересующую дату. Для проведения исследования необходимо предоставить транспортное средство с теми повреждениями, которые имелись на момент ДТП или иного события. При этом организация условий, необходимых для исследования транспортного средства (СТО, диагностические стенды и т.п.) возлагаются на стороны либо лицо, заявившее о проведении подобной экспертизы. Экспертиза может быть проведена без исследования АМТС, по представленным материалам дела и документам, в случае прямого указания правоприменителя о проведении экспертизы по материалам дела, или в тех случаях, когда осмотр АМТС фактически невозможен (в связи с продажей АМТС, выполненным ремонтом и т.д.), а также в тех случаях, когда ходатайство о предоставлении возможности организации осмотра ТС не удовлетворено. Осмотр АМТС как правило проводится в присутствии заинтересованных сторон.

При постановке вопросов таких, как определения стоимости восстановительного ремонта ТС на конкретную дату по средним рыночным ценам конкретного региона необходимо указывать источники этой информации либо в материалах дела должны быть эти цены (расценки), на указанную дату, не менее чем из пяти организаций (предприятий), которые уполномочены проводить ремонт, продажу запасных частей и материалов.

В случае отсутствия этих сведений в материалах дела, эксперт заявляет ходатайство о предоставлении этих цен (расценок) на конкретную дату, а если они не предоставляются в установленный срок, то он решает поставленный вопрос, исходя из информации, которой располагает лаборатория на момент исследования. При этом затягиваются сроки производства экспертиз.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

©2011 ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России. Все права защищены.