Наверх

Психологические экспертизы.

 

ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России производит судебные психологические экспертизы по уголовным, гражданским и арбитражным делам.

Предметом  экспертиз данного вида  являются особенности психической деятельности, процессов, состояний, индивидуальные свойства психически вменяемых лиц, временные (неболезненные) изменения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение по делу; а также всевозможная психологическая информация, находяща-яся в любых источниках.

Объектом экспертизы является психическая деятельность субъекта в ситуациях, имеющих юридическое значение, а также сама ситуация, зафиксированная в материализованных источни-ках информации, документы и материалы, как носители психологической информации (книги, журналы, картинки, товарные знаки, этикетки, компакт-диски, видео-аудио кассеты, плакаты, предметы, символы), а также прочие материальные и нематериальные источники психологиче-ской информации.

Судебно-психологическая экспертиза проводится в отношении таких процессуальных лиц как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель, потерпевший, истец, ответчик.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ.

 

При проведении судебно-психологической экспертизы по уголовным делам, решаются следующие задачи:

  1.  Исследование индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияние на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    • Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
    • Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как…(перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)?
    • Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого существенно повлиять на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
  2.  Определение состояния аффекта либо иного эмоционального состояния у обвиняемо-го (подсудимого), существенно повлиявшего на его сознание и деятельность в момент со-вершения инкриминируемых ему деяний.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему де-яния в состоянии аффекта?
    •  Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
    •  Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого) могли существенно повлиять на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
    •  Учитывая психическое состояние и индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого), а также обстоятельства дела, мог ли он в полной мере руководить своими действиями либо соотносить свои оборонительные действия с требованиями ситуации?
      (При назначении экспертизы не рекомендуется ставить вопрос о том, находился ли обвиняемый в состоянии сильного душевного волнения, т.к. данное понятие не является психологическим, предполагает оценку действий обвиняемого с точки зрения их правомерности, что не входит в компетенцию эксперта-психолога.)
  3.  Исследование способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психи-ческом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и значение своих действий либо руководить ими.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    • Каковы интеллектуальные и индивидуально-психологические особенности несовершенно-летнего?
    • Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, в чем конкретно они выражаются?
    • Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение несовершеннолетнего в исследуемой ситуации?
    • Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния, учитывая его уровень психического развития, психическое состояние и индивидуально-психологические особенности, осознавать фактический характер и значение своих действий либо руководить ими?
      (Не рекомендуется ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его биологическому (паспортному) возрасту, т.к. данный вопрос принципиально неразрешим в силу неравномерности развития в подростковом возрасте.)
  4.  Исследование способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать об-стоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    • Способно ли лицо, в отношении которого проводится исследование, с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания?
      (Назначается в тех случаях, когда показания свидетеля (потерпевшего) вызывают сомнения в силу его индивидуально-психологических особенностей (внушаемость, зависимость, повышенная склонность к фантазированию, эмоциональная незрелость, отставание в психическом развитии и др.), а также в связи со сложными условиями восприятия ситуации. Следует отметить, что оценка достоверности свидетельских показаний не входит в компетенцию эксперта-психолога).
  5.  Исследование способности потерпевшего по делам об изнасилованиях понимать ха-рактер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление виновному.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    • Способна ли потерпевшая(ий) с учетом ее (его) психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею (ним)действий и (или) оказывать сопротивление?
    •  Какие индивидуально-психологические особенности потерпевшей(его) могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
    •  Не находилась ли потерпевшая (ий) в исследуемый период в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на ее (его) сознание и психическую деятельность?
      (В тех случаях, когда жертве сексуального насилия меньше 8 лет, вопрос о понимании характера и значения сексуальных действий не ставится ввиду однозначного непонимания детьми внутреннего содержания и значения взаимоотношений между полами).
  6.  Исследование психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству во время и в период предшествующий смерти лица, окончившего жизнь самоубийством.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    • В каком психическом состоянии находилось конкретное лицо в период, предшествующий самоубийству(смерти)?
    •  Если погибший находился в предрасполагавшем к самоубийству состоянии в период, предшествовавший смерти, чем это состояние могло быть вызвано?
    • Существует ли причинно- следственная связь между действиями обвиняемого (указать какими) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествующий смерти?
      (Назначается в тех случаях, когда следствие (суд) располагает сведениями о том, что имело место доведение до самоубийства либо предполагается инсценировка самоубийства. Поскольку исследуются материалы, дающие косвенную информацию о лице, очевидно, что степень доказа-тельственного значения экспертного исследования будет зависеть от полноты представленных материалов).
  7.  Установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психо-логических особенностях личности ее участников, которые позволяют занимать лидирующее или иное положение в группе.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Каковы индивидуально-психологические особенности личности подследственных?
    •  Кто из подследственных имеет психологические особенности личности, позволяющие ему занимать лидирующее положение в группе?
    •  Кому из подследственных присущи такие особенности личности, как повышенная внушаемость, робость, зависимость или повышенная агрессивность, жестокость (в зависимости от того, что интересует следствие)?
    •  Имеются ли в группе социально-психологические признаки высокой организованности, сплоченности и если имеются, то в чем они конкретно выражаются?
      (Проводится в тех случаях, когда преступление совершено группой лиц и обвиняемые дают противоречивые сведения о том, кто является лидером группировки).
  8.  Исследование соответствия психологических и психофизиологических особенностей оператора (различного профиля: водителя, летчика, оператора установок и т.д.) требовани-ям деятельности в объективно сложной ситуации (например, ситуации ДТП).
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Находился ли и обвиняемый (потерпевший) в момент чрезвычайного происшествия в психическом состоянии, которое могло существенно повлиять на качество выполнения профессиональных функций?
    •  Мог ли обвиняемый (потерпевший), исходя из его индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, выполнять действия, требующиеся в объективно сложной ситуации?
    •  Мог ли обвиняемый (потерпевший), исходя из его индивидуально-психологических и пси-хофизиологических особенностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства происшествия в своих показаниях?
    •  Соответствует ли уровень сформированности профессиональных навыков у испытуемого требованиям конкретной ситуации?
  9.  Исследование признаков оказания психологического воздействия на человека (группу лиц).
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Может ли оказать/оказало ли (конкретное событие, явление, предметы, высказывания и т.д.) какое-либо (конкретизировать интересующее) воздействие на психически здоровых людей/на N (указать определенное лицо)?
    •  Имеются ли в представленных материалах признаки манипулятивного, суггестивного или иного воздействия на человека?
    •  Если да, то каков механизм и цели данного воздействия?
    •  Имеется ли в представленных материалах (видеозаписи допроса) признаки психологического воздействия (давления, внушения) на опрашиваемого со стороны опрашивающего, либо третьих лиц?
    •  В каком эмоциональном состоянии находился допрашиваемый в период допроса (проверки показаний на месте происшествия)?
    •  Какие психологические факторы свидетельствуют в пользу достоверности показаний испытуемого, а какие против?
  10.  Комплексное психолого-искусствоведческое исследование порнографической продукции.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Имеют ли находящиеся на представленных носителях (видеокассеты, дискеты, жесткие диски компьютеров, CD/DVD-диски и т.п.) фото- видео-материалы (либо представленные предметы) порнографический характер?
    •  Имеются ли на Интернет-сайтах, копии которых представлены на исследование, материалы порнографического характера?
    •  Содержит ли представленный на исследование файл(видео-, фото-), записанный на  оптический диск (гибкий магнитный диск, накопитель на жестких магнитных дисках компьютера и т.п.), видеоматериал порнографического характера с участием несовершеннолетних по внешности (на вид) лиц?
    •  Содержится ли в представленных на исследование материалах информация, оказывающая негативное психологическое воздействие на несовершеннолетнего воспринимающего?
      (При проведении данного исследования необходимо привлечение специалиста-искусствоведа, киноведа.)
  11.  Комплексное психолого-лингвистическое исследование на предмет определения признаков разжигания национальной, религиозной розни, ненависти, по принципу превосходства либо неполноценности.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Содержится ли в представленных материалах, призыв к физическому насилию по признаку национальности, расы, религии?
    •  Содержится ли в представленных материалах информация, побуждающая к действиям против какой-либо расы или отдельных лиц как ее представителей?
    •  Содержатся ли в представленных материалах психолингвистические признаки, указывающие на действия, направленные на пропаганду национальной или расовой вражды, унижение национального достоинства, а равно пропагандирующие исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к национальной или расовой принадлежности?
    •  Если да, то какие символы и психолингвистические единицы, содержащиеся в документе, свидетельствуют о наличии вышеуказанных признаков?
    •  На какую целевую аудиторию направлен данный материал?
    •  Какое психологическое воздействие призван оказать данный документ?
    •  Является ли данный материал цельным по композиции и содержанию, каков жанр данного документа?
    •  Является ли сочетание текста, изображения и символики, используемых в данном документе (материале), однозначно понимаемыми в современном общественном сознании как выражение совершенно определенных политико-идеологических убеждений, если да, то каких именно?
  12. Комплексное психолого-лингвистическое исследование на предмет определения особенностей восприятия речи, текста, наименований (понимание, воздействие).  Экспертиза говорящего лица (состояния, психологические характеристики, коммуникативные функции).
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Содержатся ли в речи, тексте, рекламе, сообщении и т.п. языковые средства (особые языковые средства), которые могут оказать какое-либо (конкретизировать интересующее) воздействие на человека (конкретизировать), аудиторию?
    •  Если да, то каков механизм психолого-лингвистического воздействия?
    •  Следует ли из содержания текста, рекламы, сообщения и т.д., что … (привести возможное понимание)? Допускает ли этот текст, сообщение и т.д. иное понимание?
    •  Не содержит ли данное наименование, название и.т.п. (указать какое) или его элементы информацию, способную ввести в заблуждение потребителя относительно товара (услуги) или его изготовителя?
    •  Не противоречит ли данное наименование, название принципам гуманности и морали? Не содержит ли оно явной или скрытой пропаганды (наркотиков, насилия, расовой ненависти и т.п.)?
    •  Находился ли в каком –нибудь (конкретизировать интересующее) эмоциональном состоя-нии говорящий, автор текста? Если да, то в каком?
    •  Присутствуют ли в тексте, сообщении, разговоре и т.п. какие- нибудь речевые и языковые средства, позволяющие говорить о возрастном периоде, уровне образования, социальных, национальных, профессиональных, территориальных характеристиках (уточнить интересующие) говорящего, автора и т.п.?

Материалы, необходимые для производства экспертизы в отношении живых лиц.

 

При проведении экспертизы могут использоваться источники информации об обстоятель-ствах преступления или об иных важных для правосудия событий – любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.

Материалы источники должны содержать следующую информацию :

  1. Общие психологические сведения о субъекте – показания родственников и знакомых, не-формальные характеристики о развитии, жизни конкретного лица, его привычках, характере, сте-реотипах поведения, особенностях взаимоотношений с людьми, социальном и профессиональном статусе. Трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневники, рисунки), аудио или видеозаписи, справки, медицинская доку-ментация, прочее.
  2. Сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности ( в том чис-ле поведения ) субъекта в определенный значимый момент - протоколы допросов, в которых за-фиксированы показания обвиняемого (все протоколы показаний, особенно если показания меня-ются или дополняются), потерпевшего, свидетелей (фиксировать внимание на сведениях о внешнем виде, мимике, пантомимике, внешних действиях обвиняемого) – очень важно чтобы соблюдалась дословность высказываний, что позволит отследить особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты, специфику лексики; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия (место расположение тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления), заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической) – особенно на установление алкогольного опьянения, характере и тяжести телесных повреждений

Представляемые на исследование материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа. Полнота информации, достаточность исходных данных обуславливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов, сокращают сроки исполнения экспертизы. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным.

Кроме того, при проведении СПЭ необходимо обеспечить возможность беседы эксперта с лицом, в отношении которого проводится исследование, в целях его экспериментально-психологического исследования.

 

Материалы, необходимые для производства психолого-лингвистических экспертизю

 

При проведении экспертизы могут использоваться текстовые, речевые источники информа-ции, любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психолого-лингвистическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психолого- лингвистическому анализу. Так же необходимы данные об обстоятельствах дела или об иных важных для правосудия событиях, для того что бы более полно и объективно исследовать особенности когнитивной и эмоциональной составляющей текста, речи, сообщения и т.д. в рамках определенной ситуации. При исследовании личностных особенностей, эмоционального состояния говорящего или автора необходимы сравнительные образцы его разговоров или произведений (писем).

Приведенный выше перечень вопросов является примерным и для более эффективного ис-пользования возможностей данного вида экспертизы рекомендуется во всех случаях при назначе-нии экспертизы согласовывать вопросы с экспертом.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ.

  1.  Установление психологической совместимости детей с каждым их двух родителей, усыновителей, опекунов при определении места жительства ребенка (детей).
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка, влияет ли на его пси-хоэмоциональное состояние, его психическое развитие, адаптацию индивидуально-психологические особенности родителей (опекунов), их стиль общения, взаимоотношения, если да, то как?
    •  Каково отношение несовершеннолетнего к каждому из родителей?
    •  Учитывая индивидуально - психологические особенности конкретного лица, систему его ценностей, мотивации присущи ли ему качества, благодаря которым он мог бы обеспечивать полноценное воспитание ребенка?
    •  Учитывая психологические факторы, каким образом должно осуществляться участие родителей в воспитании ребенка?
      (Психологическую экспертизу не имеет смысла назначать в тех случаях, когда родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, наркотиками, и пр.)
  2.  Психологические исследования, связанные с признанием сделки недействительной.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Имелись ли у N возрастные и индивидуально-психологические особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли в существенной степени снизить его способность понимать значение своих действий при составлении сделки (завещания)?
    •  Имелись ли у N черты повышенной внушаемости, подверженности чужому влиянию?
    •  Имеются ли в материалах дела данные, характеризующие личность N и его отношения с М, которые бы свидетельствовали о том, что он при оформлении сделки (завещания) находился под психологическим давлением, принуждением?
    •  Предполагает ли заболевание N состояние повышенной внушаемости, подверженности внешнему влиянию?
    •  Способен ли был N при наличии имеющихся у него заболеваний отдавать себе отчёт в справедливости своих действий по отношению к другим людям при написании завещания?
    •  Имеются ли у испытуемой N психологические особенности, существенно снижающие способность правильно воспринимать угрозу обмана при длительном психологическом воздействии в форме заботы, уговоров, внушения?
    •  Какова степень доверчивости испытуемой? Степень волевой сопротивляемости внушению, психологическому нажиму, запугиванию?
    •  Могла ли N быть уверенной, что реализация произведённой сделки с М будет только после смерти испытуемой, а до этого момента она будет проживать в квартире одна, получая от М содержание и физическую помощь?
    •  Учитывая психические особенности и состояние испытуемой, условия, в которых воспринимались события (длительные уговоры произвести дарение в форме заботы об испытуемой и её имуществе), могла ли она правильно воспринимать во времени и критически отнестись к навязываемой опеке (к стремлению М лишить её общения с друзьями, знакомыми, квартирантами), сделать вывод об угрозе своему благополучию?
    •  В каком психическом состоянии находилась испытуемая в период, непосредственно предшествующий совершению сделки - договора купли-продажи её квартиры, желала ли она эту сделку, понимала ли существо сделки?
    • Каково было психическое состояние испытуемой в момент восприятия сделки, совершае-мой у нотариуса, могла ли испытуемая правильно воспринимать сделку?
    •  С учётом психических особенностей испытуемой, происходило ли повышение внушаемости в период её общения с М?
  3. Психологические исследования, связанные с причинением морального вреда.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Каковы основные индивидуальные особенности памяти, мышления, воображения, внимания N?
    •  Имеются ли у N психологические особенности, существенно влияющие на способность правильно воспринимать последствия травмы, события?
    •  Имеются ли у N психологические особенности в чертах характера, свойства эмоционально-волевой сферы?
    •  Каково психологическое состояние N в ситуации, составляющей содержание данного дела?
    •  Учитывая психологические особенности N и его психическое состояние, мог ли он пра-вильно понимать значение нанесенной ему физической травмы?
    •  Каковы основные психологические (характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные или иные) особенности N?
    •  Имеются ли у N индивидуально-психологические особенности, а если имеются, то какие, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний наступившего морального вреда?
    •  В какой мере отразился моральный вред, причиненный N, на основных показателях его психического состояния и деятельности?
    •  В какой мере отразились действия по причинению смерти М на основных показателях психического состояния и деятельности подэкспертных?
    •  Имеются ли у испытуемых индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний, связанных с причинением смерти М?
    •  Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей N, не нанесен ли ей ущерб?
    •  Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, если имеются, то в чем они выражаются?
    •  Усиливаются ли у подэкспертных нравственные страдания в связи с постоянным контактом с местом гибели М?
  4.  Комплексное психолого-лингвистическое исследование речи (текста) на предмет определения признаков порочащих честь, достоинство, деловую репутацию.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Содержатся ли в (текстовом сообщении, рекламе, высказываниях и т.д.) иносказания, умолчания, содержащие скрытый смысл и способные умолять честь и достоинство лица (указать конкретное лицо), организации (указать название организации)?
    •  Следует ли из содержания текста, высказывания, рекламы, сообщения и т.д., что … (привести возможное понимание)? Допускает ли этот текст, сообщение и т.д. иное понимание?
    •  Какое психологическое воздействие призван оказать данный документ?
    •  Является ли сочетание текста, изображения и символики, используемых в данном документе (материале), однозначно понимаемыми в современном общественном сознании как выражение совершенно определенных идеологических убеждений, если да, то каких именно?
  5.  Исследование психологического воздействия на человека.
    Рекомендуемые вопросы для экспертного решения:
    •  Может ли оказать/оказало ли (конкретное событие, явление, предметы, высказывания и т.д.) какое-либо (конкретизировать интересующее) воздействие на психически здоровых людей/на N (указать определенное лицо)?
    •  Имеются ли в представленных материалах признаки манипулятивного, суггестивного или иного воздействия на человека?
    •  Если да, то каков механизм и цели данного воздействия?
    •  Может ли информация, содержащаяся в представленных материалах оказывать воздействие, способное ввести человека в состояние не критично оценивать ситуацию, содержание, последствия и т.д.?
    •  Являются представленные образцы сходными до степени смешения, учитывая восприятие и условия восприятия их человеком?

Материалы, необходимые для производства экспертизы в отношении живых лиц.

 

При проведении экспертизы могут использоваться источники информации об обстоятель-ствах преступления или об иных важных для правосудия событий – любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.

Материалы-источники должны содержать следующую информацию :

  1. Общие психологические сведения о субъекте – показания родственников и знако-мых, неформальные характеристики о развитии, жизни конкретного лица, его привычках, характере, стереотипах поведения, особенностях взаимоотношений с людьми , социальном и профессиональном статусе. Трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневники, рисунки), аудио или видеозаписи, справки, медицинская документация, прочее.
  2. Сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности ( в том числе поведения ) субъекта в определенный значимый момент - протоколы судебных заседаний с показаниями сторон – очень важно чтобы соблюдалась дословность высказываний, что позволит от-следить особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты, специфику лексики; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической).

Представляемые на исследование материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа. Полнота информации, достаточность исходных данных обуславливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов (особенно при посмертной экспертизе лица, ранее совершившего сделку), сокращают сроки исполнения экспертизы.

Кроме того, при проведении СПЭ в определенных случаях (исследование семейной ситуации, обстоятельств сделки, определение степени переживаний при нанесении морального вреда, оскорблений)необходимо обеспечить возможность беседы эксперта с лицом, в отношении которого проводится исследование, в целях его экспериментально-психологического исследования.

 

Материалы, необходимые для производства прочих психологогических экспертиз.

 

При проведении экспертизы могут использоваться текстовые, речевые источники информации, любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психолого-лингвистическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу. Так же необходимы данные об обстоятельствах дела или об иных важных для правосудия событиях, для того что бы более полно и объективно исследовать особенности когнитивной и эмоциональной составляющей текста, речи, сообщения и т.д. в рамках определенной ситуации.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

©2011 ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России. Все права защищены.