Наверх

Экспертизы видео- и звукозаписей.

 

Экспертизы производятся в рамках трех экспертных специальностей:

  • исследование голоса и звучащей речи;
  • исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей;
  • исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей.

Информация, касающаяся особенностей подготовки материалов и назначения криминалистической экспертизы видеозаписей в настоящее время находится в разработке.

 

Объекты судебной экспертизы видео-и звукозаписей - звуковая (в первую очередь речевая) информация, записанная на магнитной ленте, на носителях цифровой информации (накопители на магнитных дисках, оптические диски, Flash-gfvznm), средства звукозаписи (магнитофоны, диктофоны, микрофоны и др.)

При назначении экспертизы предоставляются объекты исследования: фонограмма устной речи, фрагмент фонограммы, источник звуковой информации, магнитная лента, магнитофон, диктофон и. т. д.

При производстве экспертиз решаются идентификационные и диагностические задачи.


Идентификационные задачи.

Вопросы:

  • Принадлежит ли зафиксированная на фонограмме речь Иванову?
  • Какие фрагменты речи принадлежат Иванову?
  • Принадлежат ли сигналы, зафиксированные на фонограмме шуму двигателя, сирене, и др.?
  • На одном или разных магнитофонах записана представленная фонограмма, каковы их тип, класс?
  • Была ли выполнена запись на представленной звукозаписывающей аппаратуре?

Диагностические задачи

Вопросы:

  • Сколько лиц участвовало в разговоре, записанном на предоставленной фонограмме?
  • Является ли речь, представленная на фонограмме или ее фрагментах, заученной, свободной или прочитанной?
  • Каково дословное содержание текста?
  • Каковы источники и каков характер звуков, сопутствующих предмету основной записи?
  • Была ли выполнена данная магнитная запись при описанных в постановлении (определении) обстоятельствах?
  • Является ли представленная магнитная фонограмма оригиналом или копией?
  • Подвергалась ли представленная магнитная фонограмма механическим изменениям ( механическому монтажу)?
  • Подвергалась ли фонограмма электроакустическому монтажу?
  • Какая лента использовалась для записи (новая или бывшая в употреблении)?
  • Какие сигналы записаны на представленной фонограмме первоначально, а какие зафиксированы позже?
  • С помощью каких методов и средств (звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры) осуществлялся монтаж фонограммы?
  • Каковы основные характеристики помещения, в котором производилась запись представленной фонограммы?
  • Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?
  • В какой местности формировалась устная речь и возможные места длительного проживания лица, речь которого записана?
  • Каковы пол, возраст, физические и психические признаки человека, речь которого представлена на фонограмме?
  • Каковы некоторые социальные характеристики человека (уровень и направление образования, уровень культуры и. т. п.), речь которого представлена на фонограмме?
  • Каково эмоциональное состояние человека в период записи его устной речи?

Особенности подготовки материалов для производства экспертизы.

 

Для производства идентификационных экспертиз, кроме этих объектов эксперту предоставляются также образцы речи. Образцы речи могут быть свободными и экспериментальными.

Свободные образцы - это записи речи проверяемого лица, выполненные до исследуемой записи и не связанные с обстоятельствами расследуемого события.

Экспериментальные образцы речи - специально выполненные определенными лицами по предложению следователя (суда) с целью использования их в качестве сравнительных материалов для проведения экспертизы.

В целях обеспечения пригодности образцов речи, для сравнительного исследования, их сопоставимости с исследуемой записью необходимо:

  • получить сравнительные материалы в аналогичных технических и акустических условиях;
  •  производить запись необходимо на аппарате, который использовался при записи исследуемой фонограммы, или на аппаратуре более высокого класса, которая имеется в распоряжении следователя;
  • обеспечить сопоставимость исследуемой фонограммы и образцов речи, путем установления психологического контакта с проверяемым, точной формулировкой вопросов;
  • исключить проникновение в помещение, в котором производится отбор образцов, посторонних шумов;
  • запись образцов речи производить не менее 5 минут.

В процессе экспериментальной записи используются следующие формы и способы отбора образцов речи:

  • монолог: рассказ по тематике, связанной с содержанием основной фонограммы;
  • диалог: запись вопросов следователя и ответов проверяемого. Содержание вопросов следователь (суд) должен заранее продумать, чтобы получить сравнительные материалы, сопоставимые с исследуемой фонограммой;
  • чтение текста, аналогичного или близкого по содержанию исследуемой записи.

Чтобы сгладить отличие чтения от спонтанной речи, проверяемое лицо должно многократно (3 - 5 раз) произнести подготовленные фрагменты текста.

При использовании любого способа получения сравнительных материалов важно, чтобы образец имел максимальное сходство с записью речи на исследуемой фонограмме. Следователь должен стремиться к тому, чтобы речь проверяемого соответствовала ей по темпу произнесения, выразительности, проявлению определенных эмоций, тональности.

Необходимо следить, чтобы проверяемый не делал намеренных искажений голоса в целях дезориентации эксперта.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть изложены обстоятельства дела, обусловившие необходимость назначения экспертизы, указаны обстоятельства, при которых объекты исследования оказались в распоряжении следственных органов. При описании магнитной ленты нужно указать имеющуюся на ней маркировку, если пленок несколько, то каждую пронумеровать. Когда исследованию подвергается не вся фонограмма, а только ее часть указать конкретную запись, интересующую следствие, номер дорожки и если возможно, по счетчику метража магнитной ленты место расположения звукозаписи, расстояние от ее начала до конца, охарактеризовать подлежащий исследованию фрагмент записи (“от слов....., до слов.....”).

 

При наличии сведений необходимо отметить:

  • данные об аппаратуре звукозаписи (марка магнитофона или диктофона, тип микрофона, скорость записи);
  • сведения о личности идентифицируемого: пол, возраст, национальность, образование, места длительного проживания и другие факторы, которые могли влиять на формирование его речи (заболевания, речевые дефекты и др.).

Более подробно с вопросами подготовки материалов для проведения судебной экспертизы видео-и звукозаписей ознакомиться в Пензенской ЛСЭ и по литературе:

  1. Идентификация человека по магнитной записи его речи. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. МЮРФ, РФЦСЭ, Москва, 1995г;
  2. Назначение и производство судебных экспертиз. Пособие для следователей судей и экспертов. МЮ, ВНИИСЭ, М., “Юридическая литература”, 1988г.
  3. Современные методы, технические и программные средства, используемые в криминалистической экспертизе звукозаписей. (Методическое пособие) Каганов А.Ш. (РФЦСЭ), Москва, 2003 год.
  4. Криминалистическая экспертиза звукозаписей. А.Ш. Каганов. Юрлитинформ, Москва-2005.

 

Консультацию по вопросам возможности производства конкретной экспертизы/проведения конкретного экспертного исследования, ориентировочных сроках - можно получить у руководителей соответствующих экспертных отделов ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России по телефонам, приведенным на странице "Контакты" главного раздела сайта.

©2011 ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России. Все права защищены.